Как проходят занятия по подготовке к ЦТ по физике

Занятие делится на три части.
1-я часть занятия “Проверка домашнего задания“- мы с учеником разбираем “домашку”,  т.е.  смотрим, что у нас получилось, и что не получилось. По каждой не решенной задаче работаем отдельно  до тех пока ученик не уяснит идею решения или же не поймет, где он допустил ошибку. При этом я стараюсь не решать задачу за ученика, а дать ему такую подсказку, что бы он мог самостоятельно догадаться как нужно действовать в данной ситуации (Принцип максимально возможной  самостоятельности ученика).
2-я часть занятия “Работа с теорией” – я объясняю новый теоретический материал с опорой на Визуальный Конспект (пример справа –>)
Немного подробнее о Визуальном Конспекте (ВК).
Общеизвестный факт, – хорошо упорядоченная информация, представленная в визуальной форме, воспринимается легко, быстрее понимается и лучше запоминается. Исходя из этих критериев и строятся мои визуальные конспекты. Схемы, графики, рисунки – основные “кирпичики” из которых складывается ВК, конечно присутствуют формулы и некоторое, минимальное количество текста. Большая часть текстовой информации дается в устной форме.

ПРИМЕР ВИЗУАЛЬНОГО КОНСПЕКТА

2-я часть занятия это не только “разбор ВК”, это еще и разбор типичных задач и методов их решения. Только тогда, когда ученик использовал какую-то часть теории в решении задачи – можно сказать, что он на пути к пониманию и усвоению этой части теории, соответственно разбор ВК обязательно перемежается работой с задачами.

3 -я часть занятия – “Самостоятельное решение задач
В этой части занятия ученик по возможности самостоятельно решает задачи. Конечно, в процессе возникают вопросы, но я стараюсь не решать задачу за ученика, но помочь ему решить ее самостоятельно. В частности, когда возникает какая-либо непреодолимая трудность – я выясняю, что конкретно является препятствием, после чего мы вместе с учеником это препятствие устраняем, далее ученик вновь решает задачу самостоятельно,  до следующего препятствия, которое мы снова устраняем совместно и т. д.

К каждой теме предлагается два списка задач для самостоятельного решения. Первый список должен быть выполнен в максимальном объеме на занятии под моим контролем, второй список – это “домашка”, его ученик выполняет самостоятельно дома, то, что не получилось решить дома, мы разбираем вместе на следующем занятии. Соответственно задачи из второго списка крайне желательно решить дома в максимальном объеме. Чем больше будет не решенных задач – тем больше времени занятия мы  потратим на “разбор домашки”.

Список задач для решения на дом, имеет три уровня сложности, какой  уровень сложности выбрать ученик решает сам.
Важная особенность наших занятий это то, что задачи для самостоятельного решения, предлагаются в форме компьютерного теста

Посмотреть как это выглядит.

Почему это так важно?
Это важно как минимум по двум причинам.

Первая причина – возможность получения моментальной обратной связи.
Тест построен таким образом, что ученик может выполнять одну и ту же задачу сколько угодно раз пока не получит правильный ответ. То есть ученик видит сразу, верно ли он решил задачу, при этом узнать правильный ответ заранее, он не может. Такая форма выполнения самостоятельной работы с задачей
в случае неправильного решения, поощряет ученика не останавливаться, а продолжать поиск решения дальше.
в случае же правильного решения, информация о том, что он решил задачу, верно, является для него положительным стимулом для дальнейшей работы, попросту говоря, ученик “радуется”, когда видит, что он решил правильно и с удовольствием переходит решению следующей задачи.
Вторая причина – “выработка дисциплины в решении задач”.
Под “дисциплиной” я понимаю в данном случае противоположность “расхлябанности”.  Экзамен ЦТ по физике построен таким образом, что мало правильно решить задачу с точки зрения смысла и понимания, на ЦТ по физике задача считается решенной верно, только если она еще и правильно вычислена в нужных единицах измерения. И вот как раз с этой точки зрения компьютерная форма очень актуальна, так как поощряет ученика “доводить” задачу до правильного числового ответа.

Читайте также: