Принципы работы с учениками при подготовке к ЦТ по физике

Принцип простоты.

Этот принцип красной линией проходит сквозь весь процесс обучения.
Он имеет две грани.
Во-первых, от себя я требую давать ученикам информацию максимально просто а, именно, если это касается теории, то информация должна быть краткой, структурированной и понятной, если это касается решения задач, то пути решения  должны быть максимально простыми и короткими.
Во-вторых, от учеников я так же требую искать пути решения задач не абы, какие, а максимально простые и эффективные (да, действительно, мне мало, что бы ученик решил задачу, мне нужно, что бы решение ученика было максимально кратким и понятным! сложные, запутанные решения не приветствуются).
Конечно, не всегда и не сразу, получается научить учеников находить самые простые и эффективные решения,  но как минимум, я должен сформировать у своих учеников установку на поиск таких решений.
Наша, с учениками,  цель показать максимально высокий результат на экзамене, то есть необходимо за ограниченное время экзамена решить как можно больше задач, сжатые временные рамки диктуют нам необходимость поиска самых коротких и эффективных решений, на сложные и длинные решения просто нет времени.

Принцип максимально возможной самостоятельности ученика

Я стремлюсь к максимальной самостоятельности ученика в процессе решения задачи. Конечно, когда возникает вопрос, я всегда помогаю разобраться. При этом я стараюсь выяснить, что конкретно помешало решению, где возникла первая непреодолимая трудность. Выяснив в чем конкретно проблема, мы вместе с учеником устраняем ее, после этого ученик вновь решает задачу самостоятельно, до следующего препятствия, которое мы вновь устраняем вместе и т.д.
Таким образом, я до последнего стараюсь не решать задачу за ученика –  ценность знаний и опыта, полученных учеником при самостоятельном решении одной задачи, намного больше десятка задач, записанных под мою диктовку.
Вообще нужно настраиваться на длительную и упорную работу, которая отнюдь не обещает быть легкой, можно сказать, что подготовка к ЦТ по физике это марафон дистанцией в один год, и здесь очень важно правильно рассчитать время и силы. Я, как репетитор физики, постараюсь сделать всё возможное для успешной учебы ученика, но лишь настойчивость, целеустремленность и терпение самого ученика помогут ему осилить этот “марафон”.

Принцип системной работы с информацией

Наверное, не будет преувеличением сказать, что мы живем во времена тотального переизбытка информации, мы буквально плаваем в море информации. И здесь у нас есть два варианта поведения – отдаться на волю случая и информационных потоков, либо выработать системный подход к работе с информацией и двигаться в том направлении, которое мы выбираем сами.  Я однозначно предпочитаю второй вариант.
Вы спросите: “а причем тут физика?” Очень даже “причем”.
Решение задач по физике – это отличная модель работы с информацией. Что бы научится быстро и эффективно решать задачи по физике, крайне важно  понять и усвоить некоторые универсальные правила и методы работы с информацией. При этом я не навязываю эти правила ученикам, например я не говорю ученику – “ты должен понимать что главное, а что второстепенное в условии задачи”. Мы просто решаем задачу и, в процессе решения, выясняем что главное, а что второстепенное и так в каждой задаче (особенно в тех, что не получились). В конечном итоге – выяснение, “что главное, а что второстепенное” входит в привычку и воспринимается как само собой разумеющееся.
У системного подхода к работе с информацией есть еще одно важное преимущество, усвоение универсальных правил работы с информацией позволяет нам с учениками выработать общие подходы к решению самых разных задач в совершенно разных темах физики. Таким образом, каждая следующая тема физики становится проще предыдущей, просто потому что с точки зрения решения задач они становятся очень похожи друг на друга.
Само собой  – усвоение универсальных правил и методов работы с информацией очень пригодится ученику в дальнейшей самостоятельной учебе в ВУЗе, и не побоюсь показаться слишком самонадеянным, в целом в дальнейшей жизни.

Читайте также: